Что такое холодная вода для ГВС и как рассчитывается оплата за эту услугу?
Одна из действующих категорий водоснабжения, распространенная в городских многоквартирных домах, нередко вызывает у абонентов массу вопросов.
В платежных документах она определена как «холодная вода для ГВС». Разберемся, что это такое и как рассчитывается оплата за эту услугу.
Что это такое?
Холодная вода для ГВС — это количество холодной воды, нагретое в бойлерных установках в подвале МКД и использованное абонентами как обычная горячая вода.
В квартиры она подается по стоякам ГВС и учитывается счетчиками горячей воды. Отличаются только тарифы, так как до самого дома подается обычная холодная вода.
Расшифровка и определение
Холодная вода для ГВС — это поток, поступающий не в стояк ХВС, а в нагреватели. После подготовки он идет в квартиры по стояку ГВС.
При этом, для расчета оплаты требуется отдельный подход, так как до ввода в дом — это обычная холодная вода, но в квартиру поступает горячий поток.
Примечательно, что этот объем отображает прибор учета ГВС, но оплата производится по другому тарифу.
Что означает строка в квитанции ЖКХ и где она находится?
Специальной графы «холодная вода для ГВС» в квитанциях нет. Чаще всего имеются две строки — «вода» и «подогрев». Иногда пишут «Горячее водоснабжение/вода (или подогрев)».
Учитываются затраты на местный подогрев, которые обусловлены типом оборудования, технологическими особенностями и прочими факторами.
Разделение тарифа на 2 части соответствует фактическим затратам поставщиков и вернее отображает стоимость полученных услуг.
Нормативы потребления на общедомовые нужды
ОДН — это ресурсы, которые используются для обслуживания собственности, принадлежащей поровну всем владельцам квартир.
Например, вода, используемая для таких целей как мытье подъездов, окон, лестничных клеток и т.п.
Официально утвержденных нормативов на ОДН нет, их принимают в каждом регионе исходя из местных условий и технологических возможностей. Единственным ограничением является верхний предел — ресурсы, израсходованные на ОДН не должны быть больше основных использованных ресурсов.
Из чего складывается полная сумма для оплаты?
В общую сумму входят:
- количество воды по счетчику ГВС;
- стоимость нагрева.
Тариф создается исходя из местных факторов:
- средние температуры, особенности климата;
- конфигурация и техническое состояние системы;
- существование магистральной линии ГВС;
- наличие теплоизоляции стояков и полотенцесушителей.
Общая сумма — это произведение объема воды на тариф за единицу (м3 или литра).
Как рассчитать самостоятельно?
Расчет делается в 2 этапа. Сначала по показаниям счетчика ГВС определяют количество израсходованной воды.
Для этого из показаний на конец месяца вычитаются данные на его начало. В расчет берутся три первые цифры на шкале (черные).
Вторым действием станет расчет стоимости нагрева. Для этого сначала надо определить количество использованной энергии, затем вычислить ее стоимость.
Формула и основные правила расчета
Основная (базовая) формула расчета: P =V * T, где:
- P — сумма;
- V — расход воды;
- T — тариф.
Определение количества истраченной тепловой энергии производится по формуле: Q п = V гвс/н * q, где:
- Q п — количество затраченной тепловой энергии;
- V гвс/н — объем воды;
- q — удельный расход энергии на единицу объема (утвержденная нормативная величина, действующая в данном регионе).
Стоимость нагрева определяется по формуле: P гвс/э = Q п * T тэ, где:
- P гвс/э — стоимость нагрева;
- Q п — количество затраченной тепловой энергии;
- T тэ — тариф на использованную энергию (утверждается органами местного самоуправления).
Несколько примеров
Существует несколько способов расчета. Рассмотрим примеры для разных ситуаций:
Из этих примеров видно, что установка счетчика поможет заметно уменьшить сумму оплаты за израсходованную воду.
Заключение
Холодная вода для ГВС — это сравнительно новый способ расчета стоимости услуг. Многие пользователи считают, что такой вариант неправомерен, поскольку они считают, что с них берут двойную оплату за ГВС. Причина этого кроется в непонимании технологии нагрева.
Оплата за сам носитель (воду) берется по тарифам ХВС, о чем многие пользователи не знают. Поэтому, пользователям следует больше внимания уделять изучению расценок и принципов их расчета, чтобы избежать лишних споров с поставщиками.
Выясняем причины: почему из крана горячей воды течет холодная?
Если из крана вместо горячей воды идет холодная, то у данного явления есть свои причины. Они зависят от того, какая система водоснабжения используется в доме.
В каждом случае определить причину можно разными способами. Для решения проблемы рекомендуется действовать по особому алгоритму.
Чтобы избежать такого явления, необходимо следовать ряду профилактических советов.
Почему это происходит?
У это проблемы могут быть следующие причины:
- загрязнение теплообменника;
- поломка теплообменника;
- коррозия внутри трубопровода;
- появление ржавчины внутри стояков.
Причина также может крыться в отключении теплообменника в доме. Это обычно происходит в случаях ремонта оборудования или при аварии на внешних трубопроводных участках.
Разница в причинах при открытой и закрытой водоснабжающей системе
Обе указанные системы различны. В открытой холодная вода для того, чтобы нагреться, должна контактировать с самим теплоносителем. В закрытой системе вода подогревается путем теплообмена.
Разница в причинах того, что из крана течет холодная вода вместо горячей, заключается в следующем:
- высокая аварийность открытых систем по сравнению с закрытыми из-за их расположения (при аварии на трубопроводе прекращается подача воды полностью во всей водоснабжающей системе);
- низкая аварийность закрытых систем (при аварии вода продолжает поступать в квартиры, огибая поврежденный участок трубопровода);
- быстрое остывание горячей воды в открытых системах из-за ее нестабильного разбора;
- стабильное поддержание температуры горячей воды в закрытых системах, за счет чего они реже выходят из строя.
В открытых системах часто низкий напор, из-за чего горячая вода не доходит до потребителей, живущих на верхних этажах. Для этого требуется устанавливать повысительные насосы. В закрытых большие потери воды. Они часто нуждаются в насосах для подкачки.
В таких системах часты поломки теплообменников, из-за которых в кранах квартир течет не горячая, а холодная вода.
Как узнать причину в конкретном случае?
Для выяснения точной причины требуется проверить трубы в подвале дома.
Необходимо посмотреть на состояние трубопроводного участка, который подходит к стояку. Для этого необходимо пригласить специалиста из УК для осмотра труб в подвале дома.
Важно проверить состояние самих стояков. Следует пригласить специалиста из УК для проверки стояков на предмет наличия внутри них ржавчины.
В любом случае потребуется проверка работы теплообменника в доме. Именно это устройство часто является причиной перебоев с ГВС в домах. Проверить теплообменник на наличие засоров и поломок может только представитель УК, которого следует пригласить в дом по заранее поданной заявке.
Если указанные варианты не выявили причину, то следует обращаться в водоканал и генерирующие компании, обслуживающие дом. Они отвечают за состояние внешнего трубопровода.
После подачи заявки они обязаны выслать своего представителя для проверки состояния внешних трубопроводных участков во всем районе возможной аварии.
Инструкция по решению проблемы
Чтобы справиться с данной проблемой, необходимо действовать по алгоритму. Важно узнать, куда обратиться, как составить и послать жалобу. Отдельным моментом является возможный результат такого обращения.
Куда обращаться?
В подобных ситуациях первой инстанцией является управляющая компания. Она отвечает за текущие ремонтные работы на трубопроводе внутри дома.
Если причиной того, что в домах вместо горячей из крана идет холодная вода является повреждение трубопровода на участке за пределами домов, то следует обращаться в горводоканал.
При авариях на насосных станциях рекомендуется обращаться за устранением проблемы с горячей водой в генерирующую компанию, которая занимается обслуживанием дома.
Как написать заявление?
Заявление делается в произвольном формате. В нем следует указать следующие моменты:
- название УК, водоканала или генерирующей компании, куда жалоба будет направляться;
- адрес указанных организаций, их руководитель;
- ФИО заявителя и его адрес местонахождения;
- само наименование «жалоба» посреди строки;
- детальное описание ситуации, когда было выявлено то, что из крана вместо горячей течет холодная вода;
- конкретная просьба к организации разрешить ситуацию;
- дата написания документа;
- подпись обращающегося лица.
При необходимости можно приложить к жалобе документацию, которая подтвердит факт ненадлежащей подачи ГВС в дом.
Как подать жалобу?
Претензия касательно данного случая подается только письменно. УК не станут реагировать на устные жалобы со стороны потребителей. Заявление направляется в адрес УК в двух экземплярах.
На одном из них ставится отметка, что оно принято к рассмотрению. Аналогично жалоба передается в адрес водоканала и генерирующей компании.
Результат обращения
УК должна отреагировать на жалобу. Она направляет в дом заявителя своего работника в течение двух дней с момента, когда тот подал жалобу.
Он делает замер температуры воды в точках водоразбора. Таких замеров делается два.
Первый – в утренний период, второй – в вечерний. По итогам сделанных замеров работником УК составляется акт.
Он подтверждает факт нарушения подачи горячей воды в квартиры. Документ делается в двух экземплярах. Один из них остается у потребителя.
УК на основании акта замера температуры в точках водоразбора обязана делать перерасчет. За следующий период потребителю, подавшему заявление, должна быть снижена плата за ГВС.
Либо он оплатит ее по тарифу как за холодную воду, если замер покажет температуру горячей воды ниже 40-градусной отметки.
Если причина крылась в загрязнении теплообменника, то работник УК прочищает его. Если проблемой стала поломка устройства, то УК осуществляет его замену. Может происходить также замена только отдельных элементов теплообменника.
При засорении труб работник УК прочищает их или полностью заменяет отдельный участок трубопровода. Также решение проблемы может ограничиваться прочисткой сеток на смесителях.
Что делать, если проблема не решена?
Если обращение в УК, водоканал не дало результата, то следует пожаловаться в жилинспекцию.
Она выступает в качестве контролирующей инстанции и следит за работой УК.
На бездействие водоканала или на невыполнение организацией своих обязанностей следует тоже жаловаться в жилинспекцию.
Она контролирует все организации, задействованные в сфере ЖКХ.
Альтернативным вариантом может стать обращение в администрацию населенного пункта. Письменную жалобу можно передать через приемную. Также можно направить ее через почту.
Допускается жаловаться на УК, водоканалы и генерирующие компании в Роспотребнадзор и прокуратуру. В их функцию входит надзор за тем, как организации ЖКХ осуществляют свою работу.
Если указанные органы не содействуют в решении проблемы, то следует обращаться в суд. Необходимо составить иск. Его можно направить по почте, либо передать через судебную канцелярию. В ряде судов допускается направлять иски в электронном формате.
Профилактика
Одним из вариантов предотвращения подобной ситуации является регулярный контроль за состоянием теплообменника в доме. Рекомендуется ежемесячно проверять состояние устройства на предмет наличия в нем засоров и коррозии.
Для профилактики ежемесячно следует проверять состояние трубопровода в подвалах домов. Особенно нужно обращать внимание на те участки, которые подведены к стоякам.
При первых признаках коррозии необходимо сразу же прочищать трубы. То же касается самих стояков. За их состоянием должны следить назначенные работники УК. При первых признаках засорения стояка требуется тщательно прочищать.
Способом решения проблемы может стать установка в квартире отдельного водонагревателя.
Особенно это касается старых домов, в которых часто выходит из строя трубопроводная система.
При частых перебоях с подачей ГВС водонагреватель сможет сгладить проблему.
У жильца всегда при необходимости будет определенный запас горячей воды. Но это неизбежно приведет к росту коммунальных платежей за электричество.
Одним из вариантов также является установка в квартире водосчетчиков с термодатчиком. Этот прибор не позволит решить проблему с поставкой ГВС, но поможет снизить платежи за воду, если она подается в квартиру недостаточной температуры.
Полезное видео
Предлагаем посмотреть видео по теме статьи:
Заключение
В доме холодная вода вместо горячей может идти из крана по разным причинам. Основными из них являются выход из строя теплообменника или его загрязнение, коррозия внутри труб и стояков. Это часто провоцирует поломку теплообменников.
Причина в каждом случае выявляется по-разному. Но во всех случаях необходимо проверять состояние труб, стояков и теплообменников.
При возникновении проблем следует жаловаться в УК, водоканал или генерирующую компанию. При невозможности указанных организаций решить проблему следует жаловаться в жилинспекцию, администрацию города, Роспотребнадзор, прокуратуру или суд.
Для профилактики возникновения ситуации рекомендуется регулярно следить за состоянием труб в подвалах домов, проверять стояки и теплообменники. Также можно избежать проблемы, купив водонагреватель.