Камера на автобусную полосу

Как и по каким принципам работают камеры фиксации нарушений ПДД

Камерам автоматической фиксации нарушений ПДД отдают все больше полномочий – они уже следят не только за скоростью и движением по автобусным полосам, но и за выездом на обочину и реверсивную полосу, пересечением стоп-линии и неправильной парковкой. Камер – десяток видов, и работают они по разным принципам.
Теми нарушениями, фиксацию которых уже передали в ведение камер, список их возможностей не ограничивается. Дело за правовым решением этого вопроса, а технически камеры способны фиксировать намного больше. Полный перечень возможностей комплексов выглядит так:
– нарушение скоростного режима
– проезд перекрестка на красный сигнал
– выезд за стоп-линию
– проезд железнодорожного переезда на запрещающий сигнал светофора
– проезд под запрещающий знак
– проезд по велосипедным дорожкам и тротуарам
– проезд по обочине
– проезд по встречной полосе движения
– непредоставление преимущества пешеходу на пешеходном переходе
– проезд по полосе для общественного транспорта
– непристегнутый ремень безопасности передних пассажиров
– использование телефона за рулем без устройства hands-free
– выключенный ближний свет или дневные ходовые огни
– проезд грузовых ТС в местах, запрещенных для этого
– перестроение через сплошную линию разметки
– контроль платной парковки
– нарушение правил остановки и стоянки
– выявление брошенных автомобилей
– выявление угнанных автомобилей
Если подобные нарушения есть в списке возможностей камеры, значит, скорее всего, они рано или поздно будут реализованы и с юридической точки зрения. Также камеры способны распознавать до 300 типов регистрационных знаков, включая устаревшие СССР, а значит, с наказанием нарушителей на автомобилях с литовскими или молдавскими номерами, о которых было много популистских разговоров, – тоже исключительно правовой вопрос, а не технический.
Первые камеры появились в Европе еще в 60-е годы – и цивилизованные автомобилисты начали ломать установленные вдоль дорог комплексы, из-за чего камеры стали прятать в антивандальные кожухи.
Бездушная камера – отличное антикоррупционное решение. Правда, водители в большинстве своем все равно недовольны и считают себя обиженным, когда камера фотографирует их нарушение. Также многие автовладельцы считают, что раз не получили протокол на руки «тепленьким» после составления инспектором на месте нарушения, то оплачивать штрафы по пришедшей по почте квитанции необязательно. Только вот с долгом по штрафам свыше 10 000 рублей есть шанс не улететь в отпуск, «споткнувшись» на паспортном контроле.
Есть и другая сторона повсеместного распространения камер – они приводят к сокращению патрулей ГИБДД на дорогах. А это зачастую означает, что пьяные водители могут считать себя безнаказанными, а нарушители на автомобилях с нечитаемыми или заклеенными номерными знаками – свободно превышать скорость и ездить по автобусной полосе.
Тем не менее, по данным производителей комплексов автоматической фиксации, окупаемость камер в Москве и Московской области составляет три месяца, в других регионах России – пять-шесть месяцев. С целью экономии власти ставят на некоторых участках муляжи, стоимость которого составляет вместе с монтажом около 100 000 рублей – это все равно в разы дешевле, чем настоящая, а по эффективности мало уступает: даже зная места установки муляжей (их публикуют в открытом доступе), водители все равно притормаживают перед ними.
Многие водители под камерой сбрасывают скорость чуть ли не ниже разрешенной, хотя камеры не фиксируют превышение скорости меньше чем на 20 км/ч, к тому же за это нарушение штраф в настоящей редакции ПДД не предусмотрен.
Современные камеры делятся на радарные, фотофиксации и лазерные. Радарные камеры – самые «уязвимые» для нарушителей, так как их работа регистрируется радар-детекторами, точнее сигнал, который посылает локатор. Они нуждаются в инфракрасной подсветке номеров в ночное время, которая в случае поломки сделает их бесполезными. Также у этих комплексов довольно высока погрешность – точность фиксации составляет менее 70%: из-за плохой видимости, например.
В зависимости от марки производителя, радарные комплексы могут фиксировать превышение скорости, проезд на красный сигнал светофора, выезд на встречку или автобусную полосу и пересечение сплошной, и контролировать от одной до четырех полос при движении транспортного средства в пределах 150-250 км/ч. Самая «лютая» радар-камера – «Стрелка», так как ее не может уловить практически ни один радар-детектор.
По такому же принципу работают лазерные камеры, только на большее расстояние, а измеряемая скорость ограничена 350 км/ч. Правда, в плохую погоду они становятся практически бесполезны.

В отличие от радарных камер, которые сначала фиксируют перемещение нарушителя локатором, а затем делают фотографию, камера фотофиксации обрабатывает фотографии. По времени, за которое машина (точнее – ее государственный регистрационный знак) проехала «простреливаемый» участок, или местоположению автомобиля относительно разметки и знаков, комплекс определяет наличие нарушения. Фотокамеры могут «стрелять» не только в приближающийся автомобиль, но и в удаляющийся, то есть если водитель нажал на газ после проезда камеры.
Погрешность измерений у фотокамер составляет 5%. И в отличие от радара, комплекс фотофиксации не может присвоить измеренную скорость другому автомобилю, так как первым же кадром «запоминает» номера. И «засечь» ее с помощью радар-детектора нельзя. Максимальная измеряемая скорость ТС может достигать 255 км/ч.
Многие стационарные камеры отмечены на навигационных картах в приложения на смартфонах и даже в штатных системах ряда автомобилей.
При контролировании перекрестка или железнодорожного переезда, комплекс получает от светофора данные – при горящем более 2 секунд красном сигнале любой автомобиль, выехавший на перекресток, считается нарушителем.

Пробуждение «Большого Брата»: казанских водителей заваливают штрафами за выезд на автобусную полосу

«Все таксисты обсуждают: «С фига ли эти камеры заработали? Все же было хорошо!» — шокированы водители в Казани «письмами счастья» о нарушениях за выезд на полосу для маршрутных транспортных средств. Нацеленные на эти нарушения камеры «Автодории» были установлены еще в 2013-м, но в последние годы перестали замечать автохамов, а теперь будто по приказу начали выдавать их ГИБДД. Охоту на любителей кататься по автобусной полосе еще в 2021-м открыли «краснобусы» — на них установлены камеры типа «Паркон-А». Однако их слишком мало, и теперь в бой брошены почти 10-летние стационарные «роботы». О том, оправданы ли такие усилия, — в материале «БИЗНЕС Online».

Чаще всего нарушители выявляются на Кировской дамбе, Миллениуме, проспекте Ямашева и Южной трассе, а ещё на эстакаде над танковым кольцом.

Чаще всего нарушители выявляются на Кировской дамбе, «Миллениуме», проспекте Ямашева и Южной трассе, а еще на эстакаде над Танковым кольцом Фото: Егор Алеев / ТАСС

«Все таксисты обсуждают: «С фига ли эти камеры заработали? Все же было хорошо!»

С конца прошлой недели в чатах таксистов бурно обсуждают внезапно «проснувшиеся» камеры, которые фиксируют выезд на полосу для движения маршрутных транспортных средств. Жалобы на новую напасть водители подкрепляют скриншотами «писем счастья», где изображены автомобили с указанием времени и места нарушения. Первые штрафы датированы началом октября, есть свидетельства и более поздних выездов на маршрутную полосу.

«Все таксисты теперь активно это обсуждают, причем водители поделились на две категории. Первые — те, у кого есть лицензия такси. Они рады тому, что камеры наконец-то заработали и автобусная полоса для движения освобождается. Водители без лицензии огорчились, типа „С фига ли эти камеры заработали? Все же было хорошо!“» — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» один из водителей.

В ПДД выезд на полосу для маршрутных ТС обозначен знаком 5.14 и выделяется характерной буквой А, а также прерывистой или сплошной линией разметки.

Выезжать на эту полосу по ПДД имеют право автобусы, троллейбусы и маршрутки. Кроме того, по выделенным полосам могут двигаться школьные автобусы, лицензированные легковые автомобили такси, а также велосипедисты. Штраф за езду по выделенной полосе в 2022 году ст. 12.17 КоАП РФ устанавливает в размере 1,5 тыс. рублей (в Москве и Санкт-Петербурге — 3 тыс. рублей).

Первые сообщения о том, что камеры «Автодории» начали фиксировать нарушения в виде выезда на автобусную полосу, появились в ноябре 2014 года, а установлены они были в 2013-м.

Собеседник издания, связанный с правоохранительной системой, подчеркнул, что камеры как работали, так и работают, перерывов в фиксации правонарушений не было. «Речь о камерах „Автодории“, они фиксируют нарушения скорости движения и выезд на полосу для маршрутных транспортных средств», — заметил собеседник издания. Впрочем, источник согласился с тем, что на ряде маршрутов действительно наблюдается некоторая активность в «разгоне нарушителей». Например, чаще всего нарушители выявляются на Кировской дамбе, «Миллениуме», проспекте Ямашева и Южной трассе, а еще на эстакаде над Танковым кольцом. «Это стратегически важные сооружения, необходимо обеспечивать там безопасность, чтобы легковые автомобили не ездили и тем более не останавливались на данных объектах», — заключил он.

Однако опыт таксистов говорит об одном — камеры будто по приказу начали выдавать нарушителей, хотя до этого на протяжении нескольких лет были к ним равнодушны. Почему «дремавшие» средства фотовидеофиксации вдруг «проснулись», неизвестно, как и то, много ли в последние дни было направлено штрафов нарушителям. Корреспондент «БИЗНЕС Online» по этому поводу направил запрос в УГИБДД МВД по РТ и пресс-службу «Автодории», но ответа пока не последовало.

В начале эксперимента было закуплено 7 камер по типу «Паркон-А», а полностью оснастить автобусы столицы РТ этими приборами планировалось в 2022 году. Однако пока этого не произошло

В начале эксперимента было закуплено 7 камер «Паркон-А», а полностью оснастить автобусы столицы РТ такими приборами планировалось в 2022 году. Однако пока этого не произошло Фото: «БИЗНЕС Online»

«Паркон-А» так и не расчистил дорогу автобусникам?

Стационарные камеры в Казани не единственный способ наказать любителей прокатиться или припарковаться на автобусной полосе. В декабре 2021 года глава ассоциации АТП Татарстана Сергей Темляков объявил об очередном способе борьбы с автохамами. На вооружение автобусникам инспекция ГИБДД РТ поставила 7 видеокамер «Паркон-А», которые фиксируют нарушения в виде остановки или движения по полосам для маршруток. Камеры водители устанавливали на автобусы в надежде расчистить выделенную для них полосу.

«В Казани на автобусных полосах автохамы паркуют свои автомобили, бросают машины на остановках общественного транспорта, в „карманах“. Из-за таких автомобилистов нарушается график движения общественного транспорта. Есть вопросы и к водителям такси», — так объясняли в конце прошлого года в ассоциации АТП РТ необходимость установки «Парконов-А».

В начале эксперимента было закуплено 7 камер по типу «Паркон-А», а полностью оснастить автобусы столицы РТ такими приборами планировалось в 2022 году. Однако пока этого не произошло, рассказал нашему корреспонденту Темляков. Более того, ожидалось, что «одноглазых охотников» на нарушителей разместят на остановочных павильонах, в «карманах» которых любят вставать автомобилисты, но и они пока не появились.

Зато водители, прежде всего таксисты, быстро вычислили маршруты, где установлены опасные камеры, и чистые автобусные полосы появились только на отдельных направлениях. В ответ в АТП сменили тактику — начали регулярно переставлять камеры с одних маршрутов на другие. «Насколько мне известно, первые данные АТП начала присылать в ГИБДД летом этого года», — заметил осведомленный источник издания. По-видимому, в помощь автобусникам было принято решение оживить стационарные камеры.

«Чем больше камер, тем больше порядка на дорогах. Штрафы крохотные и воспринимаются как оплата за «услугу»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты высказались о том, будут ли эффективны камеры в борьбе за приоритет общественного транспорта.

Рамиль Хайруллин — представитель федерации автомобилистов России (ФАР) в РТ:

— Камеры уже много лет работают, просто в какой-то момент перестали, а сейчас, видать, их опять запустили. Я до сих пор не вижу практического смысла в этих полосах, вернее, во всех местах, где их нарисовали. На широких проспектах — понятно, а зачем на узких дорогах выделять полосу для автобусов, которые там редко ездят?

Они (ГИБДД по РТприм. ред.) так долго не разрешали ездить по этим полосам, убеждали, что те нужны, но тогда почему не контролировали их до сих пор? По сути, те превратились в общественные полосы для всех. Естественно, сейчас людям тяжело, они столько лет по ним двигались. Гаишникам до этого не было никакого дела, а сейчас вдруг. Я тоже хочу понять — а что изменилось-то? Что такого произошло, что внезапно начали это контролировать?

Леонид Ольшанский — адвокат, вице-президент движения автомобилистов России:

— Есть цитата президента РФ Владимира Путина о том, что камеры и штрафы должны служить не средством наживы, а средством борьбы за безопасность движения, а в других случаях — за экологию и так далее. Очевидно, что это делается для набивания карманов. Деньги в некоторых субъектах идут в равной мере фирме, которая ставит камеры, и региональным властям. Я предполагаю (утверждать не могу), что все делается в целях бизнеса. Вот деньги нужны — думали, думали, налог же тяжело ввести новый, а камеры — раз! — и поставили, и все.

Что касается выделения полос, это спор инженеров, специалистов по дорогам — одни за, другие против. Я считаю, что это пустая полоса, а машины жмутся по одной-двум другим. Я противник выделенных полос, а уж тем более серьезных штрафов за это.

В большинстве регионов нашей страны, к сожалению, растет количество камер на улицах и даже в переулках. Это бизнес.

Руслан — движение Stop City Racing:

— Информацию о штрафах с камер «Автодории» (ныне «Автодория 3.5») мы обнаружили недавно совершенно случайно, изучая «штрафной профиль» одного из нарушителей.

Если мы говорим о необходимости развивать общественный транспорт, то, когда полоса для маршруток занята автолюбителями, это сводит многую работу на нет.

Камеры в автобусах — это «маст хэв». Водители должны понимать, что они всегда под колпаком, и отношение к автобусной полосе как к платной прекратится. Ведь сейчас эта «оплата» вносится, только когда камеры заметят нарушителя, а теперь шанс быть замеченным куда выше.

Вообще, чем больше камер, тем больше порядка на дорогах. То, что это ведет к увеличению сборов, связано лишь с тем, что сами штрафы крохотные и воспринимаются как оплата за «услугу».

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
Сайт помощи по услугам МФЦ
Добавить комментарий