Энциклопедия решений. Основания и момент возникновения права оперативного управления
1. Основания возникновения права оперативного управления.
К основным источникам формирования имущества учреждения относятся:
— закрепление за учреждением собственником его имущества (п. 1 ст. 299 ГК РФ);
— имущество, приобретенное учреждением самостоятельно по сделкам или иным предусмотренным законом основаниям, плоды, продукция и доходы от использования имущества (п. 2 ст. 299 ГК РФ).
Закрепление имущества за учреждениями является правомочием собственника как учредителя юридического лица. Анализ правовой природы такого действия приводит к выводу, что оно обладает природой сделки. Во-первых, потому, что, как и при совершении сделок, наличие воли собственника на такое распоряжение является необходимым условием возникновения его правовых последствий. Во-вторых, подобное решение принимается собственником не как носителем публичной власти, а как представителем публично-правового образования, выступающего в качестве собственника имущества, что не позволяет отнести его к публично-правовым актам.
По смыслу ст. 299 ГК РФ закрепление имущества за учреждением — это правомочие собственника, которое он реализует по собственному усмотрению исходя из целей деятельности учреждения и связанных с использованием этого имущества задач. На учреждение лишь возлагается обязанность принять закрепленное за ним имущество. Следовательно, решение о закреплении имущества необходимо рассматривать именно как одностороннюю сделку.
При этом право оперативного управления на имущество, передаваемое учреждению его учредителем, по общему правилу, возникает при закрепленной в п. 1 ст. 299 ГК РФ последовательности накопления элементов сложного юридического состава:
— принятие собственником решения о закреплении за учреждением имущества на праве оперативного управления;
— передача имущества учреждению, а в отношении недвижимого имущества — государственная регистрация права оперативного управления.
Из письма Росимущества от 19.07.2016 N ДП-08/29736 следует, что в отношении закрепления недвижимого и движимого имущества, относящегося к федеральной собственности, за федеральными государственными учреждениями на праве оперативного управления, а также изъятия имущества из оперативного управления, с 15 августа 2016 года согласование решений реализуется исключительно через межведомственный портал по управлению государственной собственностью в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (МВ-портал). В этом письме приведено обязательное условие рассмотрения обращений: наличие в личном кабинете организации госсектора на МВ-портале ряда документов, удостоверенных усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации или иного уполномоченного лица. Кроме того, определены перечни дополнительно представляемых документов по вопросам закрепления (правомерного изъятия) объектов недвижимого и движимого имущества.
До 15 августа 2016 года для закрепления недвижимого и движимого имущества, относящегося к федеральной собственности, за федеральными государственными учреждениями на праве оперативного управления, а также изъятия имущества из оперативного управления, соответствующие предложения с приложением, указанных в письме документов, представлялись в Росимущество (в территориальные управления Росимущества в случаях, когда им делегировано принятие таких решений) письмом федерального органа власти (его территориального органа), подписанным уполномоченным должностным лицом, в чьем ведении находится федеральное государственное учреждение (письмо Росимущества от 22.03.2013 N ИБ-06/12205, утратило силу).
Что касается имущества, приобретаемого учреждением самостоятельно, то основанием возникновения права оперативного управления в отношении такого имущества будут являться непосредственно сделки, которые совершаются учреждением с этой целью, или иные юридические факты, влекущие возникновение права оперативного управления в силу закона. Учреждение, как и любое юридическое лицо, самостоятельно участвует в имущественном обороте. Следовательно, для приобретения права оперативного управления в отношении такого имущества учреждению не требуется специального решения собственника о закреплении имущества на праве оперативного управления (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.12.2006 N А56-24511/2001).
Таким образом, поскольку в случаях закрепления имущества учредителем и самостоятельного приобретения имущества учреждением по сделкам или иным основаниям речь идет о двух разных источниках формирования имущества учреждения, имущество, приобретенное учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности, нельзя рассматривать как имущество, закрепленное за учреждением собственником имущества. Для приобретения права в отношении такого имущества не возникает необходимости ожидать решения собственника о закреплении его за учреждением.
Внимание
Вместе с тем, размер субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, предоставляемых бюджетным и автономным учреждениям на основании норм БК РФ, рассчитывается в том числе и на основании нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждениями учредителем или приобретенного ими за счет соответствующих средств, выделенных учредителем (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»; п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Поэтому содержание особо ценного имущества, приобретенного за счет приносящей доход деятельности и не закрепленного за учреждением в установленном порядке, за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания невозможно. Расходы по содержанию такого имущества учреждение должно осуществлять за счет собственных средств. Для того, чтобы расходы на содержание такого имущества учитывались при расчете размера субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, требуется закрепление учредителем этого имущества за учреждением. При этом имущество должно использоваться преимущественно для деятельности по выполнению госзадания.
2. Момент возникновения права оперативного управления
Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ). Иной момент возникновения права оперативного управления в отношении имущества, закрепленного за учреждением, установлен в отношении недвижимого имущества. Право оперативного управления на такое имущество возникает с момента его регистрации, если иное не установлено законом (п. 1 ст. 131, п. 2 ст. 8.1 ГК РФ; см. также п. 5 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22).
В отношении имущества, приобретенного учреждением самостоятельно, момент приобретения права оперативного управления определяется аналогично приобретению права собственности на вещи (п. 2 ст. 299 ГК РФ). Так, право оперативного управления на движимые вещи приобретается, в частности, либо с момента передачи вещи в случае ее приобретения у приобретателя по договору, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 1 ст. 223 ГК РФ), либо с момента ее создания — в случае изготовления учреждением новой вещи для себя (п. 1 ст. 218 ГК РФ). В отношении приобретаемых учреждением недвижимых вещей право возникает с момента его государственной регистрации, если иное не установлено законом (п. 1 ст. 131, п. 2 ст. 8.1 ГК РФ).
Однако это не означает, что учреждение не может принимать на себя обязательства по поводу имущества, в отношении которого его право не зарегистрировано, к примеру, заключая договоры о передаче этого имущества (аренды, купли-продажи и пр.). Подобные договоры порождают право требовать передачи вещи, но не влекут возникновения или изменения прав на недвижимость. Следовательно, отсутствие права оперативного управления учреждения на вещь в момент заключения договора не может являться основанием для признания такого договора недействительным (см., например, п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 N 54, п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73).
Регистрация права оперативного управления
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Федеральному органу власти распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом переданы объекты недвижимого имущества — административное здание и гараж, расположенные на одном земельном участке. По данным технического паспорта на этом же участке находятся и сооружения: ворота, ограждение, уборная, которые по акту приема-передачи не передавались в оперативное управление федерального органа. Нужно ли на объекты вспомогательного назначения (ограждение, ворота, уборная) регистрировать право собственности РФ и право оперативного управления Федерального органа власти или в силу ст. 135 ГК РФ они не подлежат регистрации?
Федеральному органу власти распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом переданы объекты недвижимого имущества — административное здание и гараж, расположенные на одном земельном участке. По данным технического паспорта на этом же участке находятся и сооружения: ворота, ограждение, уборная, которые по акту приема-передачи не передавались в оперативное управление федерального органа.
Нужно ли на объекты вспомогательного назначения (ограждение, ворота, уборная) регистрировать право собственности РФ и право оперативного управления Федерального органа власти или в силу ст. 135 ГК РФ они не подлежат регистрации?
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется только в отношении объектов недвижимого имущества.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества — внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также — объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (п. 7 ст. 1 ФЗ N 218).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (п. 3, 4 ст. 1 ФЗ N 218).
Согласно п. 1, 2 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом.
Отметим, что какого-либо исчерпывающего перечня видов недвижимости или перечня формализованных критериев отнесения тех или иных объектов к недвижимости законодательство не устанавливает. В связи с этим решение вопроса о возможности отнесения к недвижимости того или иного объекта во многом зависит от характеристик конкретного объекта, функционального назначения объекта и обстоятельств его создания.
Суды исходят из того, что, помимо тесной связи с землей, объект недвижимого имущества должен соответствовать и таким критериям, как:
— обладание объектом полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от земельного участка, на котором он находится;
— обладание объектом полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от других находящихся на общем земельном участке зданий, сооружений, иных объектов недвижимого имущества в предпринимательской или иной экономической деятельности собственника такого имущественного комплекса;
— невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац 1 п. 1 ст. 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац 2 п. 1 ст. 130 ГК РФ).
При решении вопроса о наличии оснований для квалификации конкретных объектов в качестве недвижимых вещей принимается во внимание не только факт соблюдения установленного для недвижимости порядка создания объекта (включая получение необходимой разрешительной документации), но и такие обстоятельства, как назначение земельного участка, на котором расположен объект, временный или постоянный характер созданного объекта, наличие и вид фундамента и иные технические особенности. Само по себе наличие у сооружения фундамента (части фундамента) или формальное соответствие постройки предусмотренным градостроительным законодательством признакам объекта капитального строительства не означает, что постройка относится к категории недвижимых вещей (постановления Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 1160/13, АС Поволжского округа от 31 мая 2016 г. N Ф06-8957/16, АС Московского округа от 30.05.2016 N Ф05-5704/16 и от 26.05.2016 N Ф05-6376/16) (Энциклопедия решений. Отнесение объекта к недвижимости).
Вместе с тем, как показывает анализ судебной практики, ограждения (заборы) являются объектами благоустройства территории, выполняющими обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям, не имеют самостоятельного хозяйственного назначения и не являются отдельным объектом гражданского оборота. Т.о., объектами недвижимости не являются, государственной регистрации не подлежат.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 сентября 2013 г. N 1160/13: По мнению судов, ограждение является объектом капитального строительства вспомогательного назначения, что предполагает его отнесение к категории недвижимого имущества. Однако термин «объект капитального строительства» является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому он не может подменять собой правовую категорию «объект недвижимого имущества», имеющую иную отраслевую принадлежность, объем и содержание. Поскольку требование о государственной регистрации прав установлено лишь в отношении недвижимости как категории гражданского права, вывод о необходимости распространения в отношении того или иного объекта капитального строительства соответствующего правового режима может быть сделан в каждом конкретном случае только с учетом критериев, установленных приведенными нормами Гражданского кодекса. В имеющемся в материалах дела техническом заключении указано, что ограждение протяженностью 126,36 метра является объектом благоустройства, устроено из профнастила по бетонному фундаменту на естественном основании. Функциональное назначение ограждения позволяет квалифицировать его в качестве строения вспомогательного использования. Из установленных судами обстоятельств следует, что ограждение находится на земельном участке, предоставленном Центробанку на праве постоянного (бессрочного) пользования. Данное сооружение необходимо для определения границ этого земельного участка, создания пропускного режима и предотвращения несанкционированного доступа посторонних лиц к комплексу зданий Центробанка. Так как ограждение не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям, выводы судов о необходимости государственной регистрации права собственности на него не могут быть признаны обоснованными. В связи с отсутствием у ограждения качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком.
Смотрите также: письмо Минфина России от 04.10.2019 N 02-05-11/7651), решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.02.2020 по делу N А76-38892/2019, решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.09.2018 по делу N А07-667/2018; ст. 27 Закона Московской области от 30 декабря 2014 г. N 191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области» (принят постановлением Московской областной Думы от 18 декабря 2014 г. N 17/110-П), ст. 10.2. Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. N 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», ст. 4.3. Кодекса Тюменской области об административной ответственности от 27 декабря 2007 г. N 55.
В Постановлении от 03.12.2008 N 626 по делу N 44г-244 8 Президиум Московского областного суда указал, что недвижимое имущество согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ является правовой, а не строительной категорией, поэтому технические паспорта на объекты не являются правоустанавливающими документами, не служат доказательством создания таких объектов в качестве недвижимости, а содержат только описания их фактического состояния. При этом наличие у объектов признаков капитальности (фундамент) само по себе не означает наличие условий, названных в ст. 130 ГК РФ.
Вместе с тем отмечаем, что сам по себе вспомогательный характер здания или сооружения не указывает на то, что данный объект не является объектом недвижимости; главным критерием являются именно характеристики объекта и условия его создания.
Отметим, что объекты недвижимости вспомогательного назначения ставятся на государственный кадастровый учет в упрощенном порядке — без получения разрешения на строительство (подп. 3 п. 17 ст. 51 ГрК РФ) [на основании заявления и технического плана].
Более подробно о постановке на государственный кадастровый учет таких зданий и сооружений можно ознакомиться в Письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13 апреля 2020 г. N 3215-АБ/20 «Об объектах вспомогательного использования».
В этой связи полагаем, что при желании правообладателя земельного участка здание уборной может быть поставлено на государственный кадастровый учет как вспомогательное строение (при наличии основного объекта), при наличии у данного объекта характеристик, позволяющих отнести его к числу объектов недвижимости.
В ином случае, например при некапитальности данного строения (смотрите п. 10.2 ст. 1 ГрК РФ), кадастровый учет таких объектов не осуществляется.
По мнению Департамента недвижимости (Письма Минэкономразвития России от 27.03.2017 г. N Д23и-1631, от 26.04.2013 г. N ОГ-Д23-2531, от 8 апреля 2013 г. N ОГ-Д23-1905), установление характеристик объекта, позволяющих отнести объект к объекту недвижимости, осуществляет кадастровый инженер при проведении кадастровых работ, исходя из имеющихся документов (в том числе разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию), фактической связи с землей и руководствуясь положениями действующего законодательства.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 29.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровый инженер обязан отказаться от заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ в случае, если объект недвижимости, в отношении которого заказчик кадастровых работ предполагает выполнение таких работ, не является объектом недвижимости, в отношении которого осуществляется кадастровый учет в соответствии с Законом N 218-ФЗ.
Дополнительно необходимо отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 14.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за внесение лицом, осуществляющим кадастровую деятельность, заведомо ложных сведений в межевой план, акт согласования местоположения границ земельных участков, технический план или акт обследования, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Учитывая изложенное, вопрос отнесения тех или иных строений и сооружений к объектам недвижимости может быть разрешен кадастровым инженером.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.