Ширина велодорожки по госту
Дороги автомобильные общего пользования
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕШЕХОДНЫХ И ВЕЛОСИПЕДНЫХ ДОРОЖЕК
Automobile roads of general use. Designing of pedestrian and bicycle paths. General requirements
Дата введения 2016-02-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский дорожный научно-исследовательский институт» Министерства транспорта Российской Федерации (ФГБУ «РОСДОРНИИ»), Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 «Дорожное хозяйство»
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 августа 2015 г. N 1206-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33150-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2016 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на проектирование пешеходных и велосипедных дорожек на автомобильных дорогах общего пользования.
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к проектированию пешеходных и велосипедных дорожек, их размещению и основным параметрам в целях обеспечения безопасности дорожного движения и повышения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог общего пользования.
Настоящий стандарт не распространяется на проектирование тротуаров, а также пешеходных и велосипедных дорожек вне автомобильных дорог общего пользования.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 32753 Дороги автомобильные общего пользования. Покрытия противоскольжения цветные. Технические требования
ГОСТ 33475 Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 велопарковка: Место для длительной стоянки (более часа) или хранения велосипедов, оборудованное специальными конструкциями.
3.2 велосипед: Транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
3.3 велопешеходная дорожка: Велосипедная дорожка, предназначенная для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенная дорожными знаками.
3.4 велосипедист: Лицо, управляющее велосипедом.
3.5 велосипедная дорожка: Отдельная дорога или часть автомобильной дороги, предназначенная для велосипедистов и оборудованная соответствующими техническими средствами организации дорожного движения.
3.6 велосипедная стоянка: Место для кратковременной стоянки (до одного часа) велосипедов, оборудованное стойками или другими специальными конструкциями для обеспечения сохранности велосипедов.
3.7 маломобильные группы населения: Люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, пожилые люди, беременные женщины, люди с детскими колясками, с малолетними детьми, тележками, багажом).
3.8 пешеход: Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
3.9 пешеходная дорожка: Размещаемое за пределами земляного полотна инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов вне населенных пунктов в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги.
3.10 плотность пешеходных потоков: Количество людей, приходящихся на единицу площади пешеходного пути.
3.11 полоса для велосипедистов: Велосипедная дорожка, расположенная на проезжей части автомобильной дороги, отделяющая велосипедистов техническими средствами организации дорожного движения (разметкой, дорожными ограждениями и т.д.) от проезжей части и обозначенная дорожным знаком в сочетании с табличкой, расположенными над полосой.
4 Основные положения
4.1 Пешеходные, велосипедные и велопешеходные дорожки должны проектироваться вдоль автомобильных дорог общего пользования.
Размещение пешеходных и велосипедных дорожек в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и согласовывается с местными органами управления.
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю .
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Ширина велосипедной дорожки по ГОСТу и нормам СНиП (СП)
Ширина велодорожки должна соответствовать нормам СНиП (СП) и ГОСТу. Этот вопрос регламентируется достаточно жестко. Прочитав статью, вы узнаете, какой должна быть ширина велосипедной дорожки по нормативным документам. Также мы расскажем о других нормах проектирования велотрасс.
Где можно строить велодорожки
Нормы для проектирования и строительства велосипедных трасс определяют:
- СП 34.13330.2012 (ранее СНиП 2.05.02-85).
- СНиП II-К.3-62.
- ГОСТ 33150-2014.
- СП 42.13330.2016 (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89).
- ВСН 25-86.
Велосипедные дорожки могут идти вдоль пешеходных тротуаров или отдельными маршрутами.
Возможно строительство велосипедных дорог в зеленой зоне: городских парках и лесопарках. Можно строить велотрассы на набережных у рек и морей. Их ширина определяется нормами.
Варианты строительства велодорожек:
- Отдельным дорожным маршрутом.
- У основания земляных насыпей.
- На искусственных насыпях – бермах.
На автодорогах могут быть выделены отдельные полосы для движения велосипедов. Их ширина определяется по СП (СНиП), а также ГОСТу. Потребность в дополнительной полосе возникает, если по дороге проезжает более 100 велосипедистов за час. Интенсивность трафика должна быть до 150 автомобилей за 1 час и до 2000 машин за 24 часа.
Однополосные трассы рекомендовано строить на наветренной обочине. Двухполосные – по обеим сторонам автострады. (Это рекомендации, а не правила.)
Высота бордюра, который отделяет велодорожку от автомобильной трассы, составляет 20–25 см. При строительстве разделительной полосы ее ширина должна быть 0,7–1,5 м.
Велосипедная дорожка на тротуаре может быть обособленной или доступной для пешеходов. Маршруты второго типа называют велопешеходными. Ширина подобной дорожки принимается от 4 м.
Читайте также: На каком расстоянии от забора можно строить сарай: соседний участок частного дома и СНиП
Минимальная ширина велодорожки в парке по СНиП (СП)
Размер велосипедной дорожки зависит от интенсивности трафика. Строительные нормы и ГОСТ, регламентирующие ее ширину, представлены ниже в таблице.
Конструкция велодорожки | Ширина велодорожки по ГОСТу (м) | |
В стесненных условиях | При строительстве с нуля | |
Односторонняя и однополосная | 0,75–1 | 1–1,5 |
Односторонняя и двухполосная | 1,5 | 1,75–2,5 |
Двухсторонняя и двухполосная (для встречного движения) | 2 | 2,5–3,6 |
Минимальная ширина велосипедной трассы составляет 0,75 м. Это предельный минимум по ГОСТу 33150-2014, определяющий допустимый размер полосы.
Велосипедная дорожка двухполосная должна быть равна или шире 1,5 м. Двустороннее движение допускается при интенсивности трафика до 70 велосипедов за 1 час. Стоит отметить, что нормативную ширину трассы необходимо строго соблюдать согласно ГОСТу.
Нормативы расстояния до других объектов
В парках по СНиП (СП) регламентируется не только ширина велосипедных трасс. Также нормами определены минимальные дистанции между обособленными велодорожками и прочими объектами (в метрах):
- Тротуар – 0,5.
- Кромка автодороги – 0,75.
- Деревья – 0,75.
- Автомобильная парковка – 1,5.
- Остановка любого вида транспорта – 1,5.
Нормативы строительства велодорожек обеспечивают безопасность велосипедистов.
Они снижают риск получения серьезной травмы при потере управления и падении с велосипеда. Правила проектирования велосипедных дорожек обеспечивают и безопасность пешеходов. Ширина данных дорожек является важным показателем.
Когда велодорожка пересекает водную преграду в парке или лесопарке, необходимо строительство моста. Высота ограждений на мосту через канавку, ручей или овраг должна быть от 1,3 м вне зависимости от ширины переправы.
Зоны пересечения с автодорогами
Перекрестки должны располагаться на прямом участке обоих маршрутов. Это должна быть зона с хорошей видимостью и минимальным наклоном. В местах пересечения устанавливаются дорожные знаки согласно ПДД.
На перекрестке велодорожки с автомобильной трассой должен быть установлен светофор. Зона пересечения дорог должна хорошо освещаться фонарями. Длина освещенного участка трассы должна быть от 60 м.
Для пересечения крупной автомобильной трассы может быть оборудован надземный путепровод. Он предназначен для пешеходов и велосипедистов, идущих пешком. Ширина путепровода – не менее 4 м. Высота над трассой – от 2,5 м. Лестницы должны быть оборудованы наклонными пандусами для велосипедов и колясок.
Правильное нанесение разметки для велодорожки
Велосипедная дорожка в парке должна быть построена из асфальтобетона, цементобетона или другого каменного материала. Для строительства допускается применение гравия, грунтощебня, кирпичного боя, шлака и горелых пород. На современные велодорожки наносят модульное или бесшовное покрытие из резиновой крошки.
Трасса для велосипедистов обозначается:
- разметкой тротуара;
- дорожными знаками;
- ограждениями (только на автодорогах);
- высотой рельефа – поднятием уровня полотна.
Поверхность велодорожки обрабатывается вяжущими составами. Они уменьшают скольжение, снижают вероятность аварийных ситуаций.
Когда велосипедная дорожка идет параллельно пешеходной или автомобильной трассе, она выделяется цветом. Если между двумя дорогами есть расстояние, оно заполняется газоном, клумбами, кустарниками, посадками деревьев.
Для окрашивания и разметки велосипедных дорожек нежелательно использовать термопластик. Во время дождя он становится скользким.
Старый пластик с трудом удаляется с полотна при обновлении разметки. Остатки старого пластика формируют рельеф, который ухудшает управление велосипедом.
Тонкости
Современные технологии позволяют окрашивать асфальт на стадии его изготовления. Для этого в раствор добавляют пигменты. Альтернативой термопластику являются и стойкие краски, которыми можно окрашивать асфальт.
На полотно наносят изображения велосипедов. Расстояние между двумя рисунками должно быть от 100 до 150 метров. В зоне пересечения велосипедных и пешеходных дорожек наносится зебра или изображение человека.
На велодорожках не допускается размещение желтых рельефных плит. Подобные плиты служат для ориентации слепых и слабовидящих людей. Укладывать рельефные плиты нужно на тротуаре в зоне перехода.
Нормативы для велосипедных стоянок
В парках и лесопарках могут быть оборудованы стоянки для велосипедов. Велостоянки следует размещать у заведений общественного питания, мест кратковременного отдыха людей.
Нормативы расстояний для парковки велосипедов:
- интервал до ближайшей стены – 0,6 метра;
- боковая дистанция между стойками – 0,76 м;
- расстояние между параллельными стойками – 1,2–2,6 метра.
В парках чаще всего организуют открытые стоянки. Они сформированы одной или несколькими стойками. Велосипедные стойки могут быть закрыты навесом от дождя. Но это не обязательное условие для организации стоянки.
Правила движения по дорожкам для велосипедистов
Велодорожки предназначены для пользователей старше 14 лет. Дети до 7 лет должны ездить по тротуарам даже там, где есть велодорожка.
Это ограничение установлено для безопасности детей и выравнивания скорости потока. У детей в возрасте от 7 до 14 лет есть право выбора маршрута: велосипедная трасса или тротуар.
На дорожках велосипедистам рекомендуется держать дистанцию 0,8–1 м.
Дистанция упрощает обгон и делает маневры безопаснее при ограниченной ширине трассы. По велодорожкам нельзя перевозить грузы шириной более 1 м.
Водителям мопедов разрешено пользоваться велодорожками. При маневрах у велосипедистов есть преимущество перед водителями мопедов согласно ПДД. Все участники движения обязаны пользоваться светоотражающими элементами в темное время суток.
Заключение
Проектирование и строительство велодорожек ограничено строгими нормативами. Соблюдение установленных норм ширины подобных трасс обеспечивает безопасность велосипедистов и пешеходов.
СНиП (СП) о велодорожках регламентирует правила их проектирования и строительства достаточно четко. Ширина велосипедной трассы является в данном случае одним из основных нормативных показателей, учитывающих требования ГОСТа.