Специальный инвестиционный контракт
С 13.08.2019 до 14.03.2022 ст. 16 применялась только к отношениям при заключении, изменении, расторжении специальных инвестконтрактов, указанных в ч. 2, 3 ст. 2 ФЗ от 02.08.2019 N 290-ФЗ, а также инвестконтрактов с участием Российской Федерации, решения о заключении которых приняты до 13.08.2019.
Статья 16. Специальный инвестиционный контракт
1. По специальному инвестиционному контракту одна сторона — инвестор в предусмотренный этим контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц обязуется создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а другая сторона — Российская Федерация или субъект Российской Федерации в течение такого срока обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством Российской Федерации или законодательством субъекта Российской Федерации в момент заключения специального инвестиционного контракта.
2. В целях осуществления в отношении инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных лиц, указанных в специальном инвестиционном контракте, мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или муниципальными правовыми актами, наряду с Российской Федерацией сторонами специального инвестиционного контракта могут быть субъект Российской Федерации и (или) муниципальное образование, а при заключении специального инвестиционного контракта без участия Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации стороной такого контракта может быть муниципальное образование.
3. Специальный инвестиционный контракт может содержать:
1) срок действия специального инвестиционного контракта, установленный в соответствии с частью 4 настоящей статьи;
2) характеристики промышленной продукции, производство которой создается или модернизируется и (или) осваивается;
3) перечень мероприятий, направленных на создание или модернизацию и (или) освоение производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
4) объем инвестиций в создание или модернизацию и (или) освоение производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
5) порядок представления субъектом инвестиционной деятельности отчета об исполнении принятых обязательств;
6) перечень мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, применяемый в течение срока действия специального инвестиционного контракта к инвестору и (или) иным указанным в специальном инвестиционном контракте лицам;
7) иные обеспечивающие выполнение специального инвестиционного контракта условия.
Срок действия контракта может быть продлен в случае, указанном в ФЗ от 02.08.2019 N 290-ФЗ.
4. Специальный инвестиционный контракт заключается на срок до десяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и по типовым формам, утвержденным Правительством Российской Федерации для отдельных отраслей промышленности. Специальный инвестиционный контракт заключается от имени Российской Федерации уполномоченным органом или иным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на заключение специальных инвестиционных контрактов в отраслях промышленности. В согласовании условий специального инвестиционного контракта в обязательном порядке участвуют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой деятельности, и иные органы исполнительной власти, в компетенцию которых входит осуществление мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, указанных в специальном инвестиционном контракте. Уполномоченный орган и иные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации на заключение специальных инвестиционных контрактов в отраслях промышленности, устанавливают порядок мониторинга и контроля за исполнением инвесторами обязательств по заключенным с ними специальным инвестиционным контрактам. Порядок заключения специального инвестиционного контракта субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями устанавливается соответственно нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами с учетом порядка заключения специального инвестиционного контракта, установленного Правительством Российской Федерации, и типовых форм, утвержденных Правительством Российской Федерации.
5. В случае, если после заключения специального инвестиционного контракта вступают в силу федеральные законы, и (или) иные нормативные правовые акты Российской Федерации, и (или) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (за исключением федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принятых во исполнение международных договоров Российской Федерации, и нормативных правовых актов Евразийского экономического союза, подлежащих применению в Российской Федерации), устанавливающие режим запретов и ограничений в отношении выполнения специального инвестиционного контракта или изменяющие обязательные требования к промышленной продукции и (или) к связанным с обязательными требованиями к промышленной продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации по сравнению с действовавшими в момент заключения специального инвестиционного контракта режимами запретов и ограничений или обязательными требованиями, такие федеральные законы, и (или) иные нормативные правовые акты Российской Федерации, и (или) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также вносимые в них изменения не применяются в отношении инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных указанных в специальном инвестиционном контракте лиц в течение срока действия специального инвестиционного контракта.
6. Законодательством о налогах и сборах предусматриваются на срок действия специального инвестиционного контракта гарантии неповышения величины совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных указанных в специальном инвестиционном контракте лиц по сравнению с величиной совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных указанных в специальном инвестиционном контракте лиц в момент заключения специального инвестиционного контракта.
7. Для инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных указанных в специальном инвестиционном контракте лиц стабильность предусмотренных настоящей статьей совокупной налоговой нагрузки, режима, обязательных требований с учетом положений настоящей статьи гарантируется на весь срок действия специального инвестиционного контракта.
8. В случае расторжения специального инвестиционного контракта в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением инвестором или инвесторами принятых обязательств инвестор обязан возместить ущерб, причиненный Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям в результате применения инвестором или инвесторами положений частей 5 и 6 настоящей статьи, а также компенсировать суммы не уплаченных налогов и сборов в результате применения налоговых льгот, установленных для инвестора как для участника специального инвестиционного контракта законодательством о налогах и сборах, с уплатой пеней. Иные последствия невыполнения или ненадлежащего выполнения сторонами принятых на себя обязательств устанавливаются специальным инвестиционным контрактом.
9. К специальному инвестиционному контракту применяются положения законодательства об инвестиционной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и не противоречит существу специального инвестиционного контракта.
Аналитика Публикации
К настоящему времени Российской Федерацией в лице Минпромторга России заключено только 12 таких контрактов, причем семь из них – с дочерними компаниями транснациональных или иностранных холдингов. Еще столько же заявок крупных бизнес-групп на заключение СПИК находится на рассмотрении, а желающих попробовать использовать данный инструмент для реализации своих программ развития значительно больше. Что же такое СПИК?
СПИК – это инструмент промышленной политики РФ, представляющий собой соглашение между частной стороной (инвестором и, при необходимости, промышленным предприятием) и публичной стороной (Российский Федерацией и/или ее регионом, а также в отдельных случаях и муниципалитетом), в котором фиксируются:
1) обязательства частной стороны в определенный срок создать на территории РФ, континентальном шельфе РФ или в особой экономической зоне РФ новое производство промышленной продукции, модернизировать уже существующее ее производство либо освоить производство такой продукции, которое еще не имеет аналогов в России (далее – целевая продукция);
2) обязательства публичной стороны гарантировать стабильность налоговых и регуляторных условий в отношении целевой продукции, а также предоставить частной стороне специальные меры стимулирования и государственной поддержки, предусмотренные законодательством для участников СПИК.
На данный момент Правительством РФ утверждена форма типового контракта лишь по некоторым отраслям промышленности – для машиностроения (в том числе автомобилестроения), станкоинструментальной, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, электронной, авиационной, судостроительной, радиоэлектронной промышленности, а также промышленности средств связи (Постановление Правительства РФ от 16.07.2015 № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности»; далее – Постановление Правительства РФ № 708). Соответственно, к другим отраслям промышленности рассматриваемый инвестиционный механизм не применим до тех пор, пока не утверждена новая или расширенная типовая форма СПИК для иных отраслей. Вместе с тем в ближайшем будущем ожидается серьезное расширение перечня отраслей промышленности, в которых можно будет полноценно использовать СПИК в инвестиционных целях.
Помимо упомянутого выше Постановления Правительства РФ № 708, основное правовое регулирование СПИК в Российской Федерации осуществляется посредством:
– Федерального закона от 31.12.2014 № 488 «О промышленной политике в Российской Федерации»;
– Налогового кодекса РФ;
– Земельного кодекса РФ;
– Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
– приказа Минпромторга России от 07.08.2015 № 2288 «Об утверждении формы заявления о заключении специального инвестиционного контракта»,
– приказа Минпромторга России от 07.08.2015 № 2289 «Об утверждении Порядка мониторинга и контроля за исполнением инвесторами обязательств по заключенным с ними специальным инвестиционным контрактам и форм отчетов, представляемых инвесторами».
Кроме того, принято множество специализированных общих и отраслевых нормативных правовых актов на уровне Правительства РФ и Минпромторга России, регламентирующих виды мер стимулирования и государственной поддержки в отношении частной стороны СПИК, а также основания и порядок их получения.
К СПИК применяются положения законодательства об инвестиционной деятельности, если иное не установлено Федеральным законом от 31.12.2014 № 488 «О промышленной политике в Российской Федерации» и не противоречит существу такого контракта. Кроме того, при структурировании и формировании условий СПИК стороны активно используют правовой инструментарий, предусмотренный Гражданским кодексом Российской Федерации.
Инвесторами по СПИК могут быть российские либо иностранные юридические лица или индивидуальные предприниматели, не находящиеся в процессе банкротства и не имеющие просроченной задолженности по обязательным платежам в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. Участником СПИК может быть и третье лицо, которое инвестор привлек для фактической реализации инвестиционного проекта (промышленное предприятие). Причем таких привлеченных лиц может быть несколько. Российские власти планируют расширить состав частной стороны: опционально включить в число участников СПИК кредитные организации, субъекты естественных монополий, корпорации (институты) развития и др.
Срок, на который заключается СПИК, рассчитывается как срок выхода инвестиционного проекта на операционную прибыль, увеличенный на пять лет. Но максимальный срок СПИК сейчас не может превышать 10 лет. Вместе с тем по поручению Президента РФ подготовлены изменения в действующее регулирование, предполагающие увеличение данного срока не менее чем до 20 лет.
Преимущества СПИК для частной стороны
Меры стимулирования и государственной поддержки инвестор может выбрать самостоятельно (в том числе совместно с промышленным предприятием) при подаче заявления о заключении СПИК. Решение о предоставлении частной стороне выбранных ею мер поддержки принимается специально созданной Правительством РФ Межведомственной комиссией по оценке возможности заключения СПИК (далее – Межведомственная комиссия) с учетом:
– предварительного заключения Минпромторга России;
– задач и/или целевых показателей и индикаторов государственных долгосрочных и среднесрочных программ РФ в отраслях промышленности, в рамках которых реализуются инвестиционные проекты.
В настоящее время законодательство РФ предусматривает следующие гарантии, льготы и/или преференции для участников СПИК (соответствующий список постоянно расширяется, в том числе для отдельных отраслей промышленности):
– стабильность налоговых условий на срок действия СПИК (гарантия неповышения величины совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора и/или промышленного предприятия по сравнению с величиной совокупной налоговой нагрузки на их доходы в момент заключения СПИК);
– стабильность регуляторных условий (гарантии стабильности режима запретов, ограничений в отношении выполнения СПИК и обязательных требований в отношении жизненного цикла целевой продукции, то есть стадий изыскания, проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);
– предоставление в отношении целевой продукции исключительной возможности реализовывать на территории РФ отдельные виды товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых Правительством РФ установлен жесткий запрет на их допуск в Россию;
– льготы по уплате налогов (на федеральном уровне – по налогу на прибыль, на региональном – как по налогу на прибыль, так и в отношении налога на имущество и транспортного налога, на муниципальном – по земельному налогу при наличии соответствующей нормативной базы);
– упрощенное получение публичных земельных участков в пользование для реализации инвестиционных проектов без проведения торгов;
– упрощенное приобретение статуса российского производителя в отношении целевой продукции;
– возможность приобретения в специальном порядке статуса единственного поставщика для государственных нужд (при принятии на себя обязательства по СПИК осуществить инвестиции на сумму более 3 млрд руб.);
– упрощенное приобретение статуса крупнейшего производителя промышленной продукции в целях льготного порядка администрирования и уплаты некоторых публичных платежей (в настоящее время актуально только в отношении утилизационного сбора для производителей специальной техники);
– отраслевые субсидии (например, на компенсацию части затрат на использование энергоресурсов при производстве целевой продукции, на содержание рабочих мест, на транспортировку этой продукции, на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности, а также части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении такой продукции).
В части такой преференции, как отраслевые субсидии, следует отметить, что сейчас на федеральном уровне активно обсуждается необходимость предоставления в ближайшее время частной стороне СПИК субсидий, направленных на стимулирование экспорта российской продукции за рубеж.
Кроме того, целевая продукция, произведенная в рамках СПИК, может быть дополнительно интересна для ее приобретателей тем, что на нее распространяется ускоренная амортизация.
Следует отметить, что по СПИК частная сторона не получает от государства (его регионов, муниципалитетов) в собственность какое-либо имущество либо бюджетные инвестиции. В свою очередь, и публичная сторона также не получает по СПИК какое-либо имущество, в том числе интеллектуальную собственность и денежные средства.
Как правило, указание в СПИК на применение соответствующих льгот и преференций означает особый (приоритетный) порядок их получения частной стороной в силу статуса участника СПИК как такового. Однако сам СПИК не является источником мер стимулирования и государственной поддержки. Такие меры должны быть на момент заключения СПИК предусмотрены законодательством.
Ключевые обязательства инвестора по СПИК
Минимальный объем инвестиций по СПИК в создание или модернизацию либо освоение производства целевой продукции составляет не менее 750 млн руб. (без учета НДС). При этом следует учитывать, что согласно действующему правовому регулированию суммы инвестиций, вложенный в реализацию проекта до заключения СПИК пока не учитываются. Контракт может предусматривать поэтапное инвестирование. Активно обсуждается деловыми кругами возможность уменьшения «входного порога» для заключения СПИК. Вместе с тем Минфин России, напротив, предлагает увеличить этот порог до 1 млрд руб., не учитывая при этом в их составе заемные средства и средства, полученные от реализации инвестиционного проекта по СПИК.
Частная сторона СПИК должна взять на себя обязательства по достижению в конкретные сроки определенных целевых параметров инвестиционного проекта, на что обращают внимание Минпромторг России и Межведомственная комиссия при рассмотрении заявления инвестора.
Такими параметрами являются:
– перечень мероприятий инвестиционного проекта (например, приобретение земельного участка, подготовка проектной и рабочей документации для строительства, шефмонтаж необходимого оборудования, осуществление строительства/монтажа и др.);
– объем инвестиций в проект (согласно практике заключения СПИК необходимо указать их объем не только за весь срок действия СПИК, но и по годам);
– объем (в денежном выражении) произведенной и реализованной целевой продукции (ежегодно на конец календарного года и к окончанию срока СПИК);
– объем налогов (федеральных, региональных, местных), планируемых к уплате по окончании срока СПИК;
– доля стоимости используемых материалов и компонентов (оборудования) иностранного происхождения в цене целевой продукции, выпускаемой к окончанию срока СПИК;
– количество рабочих мест, создаваемых в ходе реализации инвестиционного проекта (ежегодно на конец календарного года и к окончанию срока СПИК);
– объем экспорта (этот параметр не предусмотрен нормативно-правовыми актами, однако на практике ему придается весьма большое значение со стороны как Минпромторга России, так и Межведомственной комиссии);
– иные дополнительные нормативно не предусмотренные обязательства инвестора, которые он готов на себя принять и которые могут быть интересы публичной стороне СПИК (например, создание инновационных центров, центров по подготовке высококвалифицированных специалистов и др.).