Можно ли поставить автомобиль на учет с трещиной на лобовом стекле
Водитель на автомобиле с трещиной на лобовом стекле рискует получить штраф от сотрудников ГИБДД. Более того, при продаже или покупке подержанного автомобиля, будет непросто пройти технический осмотр и почти невозможно поставить на учет при наличии трещин на лобовом стекле. Помимо юридических проблем, трещины на лобовом стекле небезопасны — они ухудшают видимость и могут приводить к созданию аварийных ситуаций. Но пройти гостехосмотр все же можно, если лобовое стекло не пересекает огромная трещина от одного края до другого. Выясняем, в каких случаях удастся поставить автомобиль на учет даже с поврежденным лобовым стеклом, а в каких ситуациях сделать это не получится.
Что говорит законодательство
Нормы о состоянии лобового стекла регламентируют не правила дорожного движения, а ряд иных документов:
Федеральный закон «О государственной регистрации транспортных средств»;
Технический регламент Таможенного союза;
Отечественные ГОСТы, которые применяются к автомобилям;
Требования к лобовому стеклу подробно описаны в ГОСТ 51709-2001. В нем указано, что эксплуатация автомобиля не допускается, если трещины находятся в зоне «дворников» со стороны водителя. Соответственно, со сколами и трещинами на лобовом стекле автомобиль на учет не поставят. Причем это правило касается не только левой стороны стекла, но и правой, если речь идет о праворульном автомобиле.
Те же самые требования указаны в Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств — наличие трещин со стороны водителя в зоне стеклоочистителей не допускаются.
В Приказе МВД 399 о правилах постановки на учет транспортных средств указано, что автомобилю может быть отказано в регистрации, если какая-либо конструкция не удовлетворяет требованиям безопасности дорожного движения. То есть машины с треснувшими стеклами нельзя допускать на дороги общественного пользования, соответственно, нельзя ставить их на учет.
В перечне неисправностей, который прилагается к правилам дорожного движения, описаны также требования к зеркалам заднего вида. Согласно пункту 7.1, разбитые зеркала не соответствуют ГОСТу 51709-2001, поэтому с поврежденными зеркалами на учет автомобиль тоже не поставят.
Осмотр автомобиля в ГИБДД
Если трещина на лобовом стекле находится со стороны водителя, то при осмотре в постановке на учет будет отказано — сотрудник выпишет заключение о неисправности транспортного средства. Прежде чем в следующий раз ехать на осмотр, придется устранить трещину или заменить стекло целиком.
Если же дефекты будут находиться по краям стекла или со стороны пассажира и не будут мешать обзору, то в ГИБДД не обратят на это внимание.
В Приказе МВД о постановке автомобиля на учет очень подробно прописываются неисправности, с которыми невозможно зарегистрировать автомобиль. Согласно документу, не подлежат регистрации транспортные средства, конструкция которых не соответствует требованиям безопасности. Детали конструкции расписаны настолько подробно, что даже за отсутствие брызговика или болта в колесном диске могут отказать в регистрации.
Постановка на учет автомобиля с трещиной на лобовом стекле
Чтобы зарегистрировать автомобиль в ГИБДД, необходимо предоставить диагностическую карту, которая выдается после прохождения государственного технического осмотра. Авто не сможет пройти техосмотр, если со стороны водителя на лобовом стекле обнаружат трещины.
По новым правилам технический осмотр должны проходить не все автомобили. С 1 марта 2022 года эта процедура стала обязательной только для:
водителей коммерческого транспорта;
водителей общественного транспорта;
владельцев автомобилей, которые вносят изменения в конструкцию ТС;
покупателей б/у автомобилей при перерегистрации и постановке на учет транспортного средства на другого владельца, если автомобиль старше четырех лет.
Остальным категориям водителей государственный технический осмотр можно проходить по желанию. Однако осмотр останется обязательным для тех водителей, которые хотят внести изменения в конструкцию своего автомобиля или заменить основные агрегаты. Смена галогеновых фар на светодиодные, установка обвесов на бамперы, спойлера на багажник и прочие дополнения считаются изменением в конструкции. Если владелец захочет украсить свой автомобиль и подчеркнуть его спортивный стиль, он обязан будет поехать на станцию государственного технического осмотра. Если владелец установит спойлер, но забудет заменить треснувшее стекло, то диагностическую карту он не получит.
Когда откажут в регистрации при трещине на стекле
Инспектор ГИБДД откажется ставить автомобиль на учет с разбитыми лобовым стеклом и зеркалами, так как эти повреждения не соответствуют ГОСТам и способствуют созданию аварийной обстановки.
Причинами отказа станет наличие трещин на лобовом стекле со стороны водителя и неполноценная работа стеклоочистителя в зоне повреждения. Если щетка «дворника» не может смахнуть дождевые капли, убрать снег, пыль и загрязнения со стекла из-за глубокого скола, то инспектор ГИБДД откажет в постановке на учет. Кроме того, зарегистрировать автомобиль с «паутиной» из трещин тоже не получится, так как это мешает обзорности и повышает риск аварийных ситуаций.
Согласно нормативным документам, трещины на лобовом стекле приравниваются к неисправностям автомобиля, таким же, как проблемы с необслуженной тормозной системой или рулевым управлением. Современные автомобили, выпущенные в последние годы, построены таким образом, что лобовое стекло является компонентом, который обеспечивает жесткость кузова. Проблемы со стеклом приводят к нарушению жесткости всей системы. Когда трещина разрастается, при езде увеличивается воздействие вибрации на стекло.
Если на стекле скол, а не трещина
В законах, технических регламентах, ГОСТах и в других нормативных документах указаны запреты на использование автомобилей с треснувшим лобовым стеклом, но о сколах и царапинах ничего не сказано. Поэтому можно предположить, что на небольшой скол при осмотре автомобиля не обратят внимание, и машину поставят на учет.
Но на самом деле чаще всего инспекторы любое повреждение называют трещиной, даже если это неглубокая царапина или микроскол. Оспорить решение сотрудника можно будет только через суд. Скорее всего, исправить повреждение или даже полностью заменить стекло будет дешевле, чем оплатить судебные издержки, в результате которых будет доказана правота сотрудника МРЭО.
К тому же управление авто с трещиной на лобовом стекле небезопасно. Стекло искажает вид, бликует и ограничивает видимость. Треснутое стекло не в состоянии противостоять встречному ветру. А при ударе камнем от мимо проезжающих машин стекло может разбиться, а сам камень влетит в салон.
На сколько оштрафуют при езде с трещиной
Не смотря на то, что в ПДД ничего не сказано о трещинах на лобовом стекле, водитель может получить штраф, и это будет законно. Как правило, сотрудники дорожно-постовых служб не обращают внимание на повреждения стекла, если они незначительные и находятся со стороны пассажира. Но инспекторы ГИБДД закрывают глаза только на мелкие дефекты. Разбитое лобовое стекло со стороны водителя обязательно вызовет вопросы. За управление автомобилем с треснувшим лобовым стеклом предусмотрен штраф 500 рублей.
По правилам дорожного движения нельзя ездить на авто с неисправностями, которые указаны в приложении-перечне к ПДД. Там нет пункта о разбитых стеклах, но есть запрет на использование неисправного автомобиля, который не соответствует нормам безопасности. Трещина на лобовом как раз относится к таким неисправностям.
Еще одна проблема поджидает водителей, которые годами ездят с треснувшими стеклами. С 1 марта 2022 года отменен обязательный техосмотр, но сотрудники ГИБДД получили возможность визуально определять неисправности автомобиля прямо на дороге. Расплывчатая формулировка означает, что если инспектор на глаз определит, что у машины есть какие-то повреждения, то может отправить транспортное средство на принудительный осмотр. Визуально невозможно разобраться, в каком состоянии находятся, например, ШРУСы, коробка переключения передач и электропроводка. Зато глазами можно увидеть трещину на лобовом стекле, разбитую фару или перегоревшую лампочку в ней, дополнительное оборудование, которое не предусмотрено производителем — спойлеры, лебедки, дополнительный свет и прочее. Но если водитель на авто с повреждениями ранее добровольно получил диагностическую карту, то на принудительный осмотр отправить его не смогут.
Законодательство не допускает трещины на лобовом стекле в зоне работы «дворников» со стороны водителя — с ними на учет автомобиль не поставят. На некоторых СТО трещинами называют повреждения длиннее 10 см, интернет полнится отзывами и рассказами, как инспекторы не обратили внимание на повреждения стекла. Наши эксперты советуют не полагаться на это, а следовать правилам, которые запрещают повреждения с водительской стороны в зоне работы стеклоочистителей. Вовремя исправленные повреждения или замененное стекло сэкономит время на бесконечные визиты на проверку и и обеспечит большую безопасность для водителя, пассажиров и самого автомобиля.
Какой штраф за езду с треснутым или разбитым лобовым стеклом
Инспекторы ГИБДД не обращают внимания на небольшие сколы и микроцарапины на лобовом стекле, оставшиеся от старых «дворников», камней и щебенки, которые вылетают из-под колес мимо проезжающих машин. Но если речь идет о заметной, внушительной по размерам трещине на лобовом стекле, то у водителя могут возникнуть проблемы, причем еще на этапе прохождения техосмотра. Но исправлять повреждения стекла нужно не только из-за грозящих штрафов. Безопасность — первоочередная причина замены или ремонта автомобильных стекол. Вот основные причины, почему небезопасно ездить с разбитым лобовым стеклом:
«паутина» из царапин и трещин мешает обзору — за ней попросту не будет видно дороги;
на поврежденном стекле видно больше бликов от света фар встречного потока;
разбитое лобовое стекло рассредотачивает внимание водителя;
в случае ДТП стекло с трещиной не такое прочное, как обычное, в месте повреждения пленка может разорваться, и если удар будет достаточно сильным, то водитель или пассажир могут даже вылететь через стекло.
Разбираемся, грозит ли водителю штраф за разбитое лобовое, можно ли избежать наказания, разрешается ли ездить с восстановленными стеклами и как обжаловать штрафы. А также в конце даем ценные советы наших экспертов о том, как обходиться с повреждениями.
В каких случаях штрафуют за разбитое лобовое стекло
На возможность получения штрафа напрямую влияет степень повреждения стекла и расположение трещин. В зоне риска те автомобили, в которых стекло повреждено с водительской стороны. Небольшая царапина со стороны пассажирского кресла вряд ли станет причиной штрафа. А вот разбитое стекло со стороны водителя — повод для наказания.
О поврежденных стеклах в правилах дорожного движения напрямую ничего не сказано. Однако согласно ПДД, запрещено передвигаться на автомобилях с неисправностями, которые указаны в Перечне приложения к документу. В этом перечне нет пункта про разбитые стекла, однако они вскользь упоминаются в разных разделах документа:
нельзя управлять автомобилем, если у него отсутствуют одно или несколько стекол;
в одном из пунктов Перечня есть требование к обеспечению обзорности — ничего не должно мешать водителю, должны отсутствовать «непросматриваемые зоны»;
обогрев и обдув стекла обязательно должны быть исправны.
Напрямую редко выписывают штраф за езду на машине с поврежденными стеклами, потому что в таблице дорожных штрафов нет пункта о трещинах на лобовом. Но водителя можно наказать за использование неисправного автомобиля, который может стать причиной ДТП. Поэтому сотрудники ГИБДД имеют право тормозить транспортные средства с разбитыми стеклами и штрафовать водителей. Для наказания нет разницы — полностью разбитое стекло или несколько трещин, наказание будет одинаковым — штраф в размере 500 рублей, это прописано в Кодексе об административных правонарушениях.
В каких случаях штрафуют за трещину на лобовом стекле
За небольшие повреждения оштрафовать имеют право, но обычно сотрудники ГИБДД не обращают на это внимания. Но тем не менее согласно ГОСТу с требованиями к безопасности автомобилей, наличие любых трещин на лобовом стекле в зоне работы стеклоочистителей не допускается. И речь идет о любых повреждениях — маленьких, больших, коротких, длинных, широких и узких. В том же документе отмечено, что обзорность можно проверять визуально. Это означает, что если трещину на стекле видно невооруженным глазом, значит, за нее можно выписать штраф. Но если водитель может предоставить доказательства о недавнем участии в ДТП, в котором было повреждено лобовое стекло, то сотрудник ГИБДД ограничится устным предупреждением.
В начале марта 2022 года в автомобильных СМИ появилась информация о том, что согласно новой инициативе, Госавтоинспекцию наделят полномочиями запрещать эксплуатацию неисправных транспортных средств. Согласно этой идее, водитель, к транспортному средству которого возникли претензии, должен будет в течение недели устранить неисправность, пройти обязательный техосмотр и только после этого сможет продолжать легально ездить по российским дорогам. Полный список неисправностей пока не назван, но в него может войти езда с повреждениями лобового стекла.
А также проблемы у водителя с транспортным средством с поврежденным стеклом могут возникнуть в случае прохождении государственного технического осмотра. В Техрегламенте таможенного союза указано, что трещины на лобовом стекле запрещены. Со стороны водителя в зоне работы «дворников» повреждений вообще не должно быть. Автопортал Autonews в материале про новые правила техосмотра приводит цитату специалиста станции государственного технического осмотра: «Есть трещина, ставите на нее палец, если водительский дворник по пальцу попадает, то это нарушение. А вот с пассажирской стороны может быть что угодно». В том же материале сказано, что сотрудники некоторых пунктов осмотра трещинами считают повреждения длиннее 10 см. Наши эксперты советуют в любом случае устранить проблему перед визитом на ТО. Если осмотр не будет пройден, то придется сначала заменить стекло, а потом еще раз ехать на техосмотр, заново оплачивая пошлину и ожидая очереди. За отсутствие диагностической карты предусмотрен штраф в размере 2 тыс. рублей. Однако с 1 марта 2022 года наличие техосмотра для рядовых водителей сделали необязательным. Процедуру должны проходить водители коммерческого и общественного транспорта, таксисты, а также техосмотр остался обязательным при перерегистрации автомобиля на другого владельца или внесении изменений в конструкцию транспортного средства.
Как избежать штрафных санкций за поврежденное лобовое стекло
Лучший способ не нарваться на штраф — вовремя исправлять повреждения и не ездить с разбитым стеклом. Если инспектор дорожно-постовой службы остановит водителя на автомобиле с треснувшим ветровым стеклом, то можно попытаться объяснить представителю власти, что водитель направляется в ближайшую ремонтную мастерскую. Но для этого придется предъявить доказательство недавнего ДТП или диагностики страховой. Если никаких подтверждений на руках у водителя нет, то инспектор ГИБДД имеет право оштрафовать автомобилиста.
Инспектора нужно деликатно убедить, что скол или трещина не мешает обзору. Если же он непреклонен, то бесполезно спорить и упираться. Конфликт с инспектором не приведет к положительному результату, к наказанию за разбитое стекло приложится еще и штраф за неподчинение должностному лицу, который составляет от 800 до 1 000 рублей или даже арест на 15 суток.
Вежливо объясняться можно бесконечное количество раз. Но наши эксперты советуют все же не затягивать с ремонтом или заменой стекла ради собственной безопасности и комфорта.
Штрафуют ли за восстановленные стекла
Сколы и трещины могут расползтись в «паутину». Чтобы этого не допустить, владельцы автомобилей стараются вовремя ремонтировать дефекты. Целостность стекол восстанавливают прозрачными полимерами. Современные материалы позволяют сделать царапины и сколы почти незаметными, стекло не бликует и не отсвечивает. Если восстановленное стекло не ухудшает видимость, то штраф за него сотрудники ГИБДД не выпишут.
Если полимер застынет пузырями, то у представителей дорожной инспекции возникнут вопросы к водителю. Если же не провести своевременный ремонт, то через какое-то время стекло придется заменить, потому что мелкие трещины при езде могут превратиться в большие, а затем могут «разойтись» по всей поверхности стекла.
Обжалование штрафа за поврежденное лобовое стекло
Дефекты могут появиться от камней или шипов, вылетающих из-под колес других автомобилей. Если водитель не отремонтировал или не заменил поврежденное стекло, то инспектор ГИБДД может выписать штраф. Если наказание кажется неоправданным, то водитель может его оспорить. Для этого придется доказать, что повреждения стекла не мешают обзору и не создают никаких помех для водителя, то есть находятся вне зоны работы «дворников» и не с водительской стороны. В остальных случаях штраф оправдан.
Согласно Техническому регламенту о безопасности транспортных средств, стекла относятся к компонентам автомобилей, за состоянием которых обязательно нужно следить, так как они в том числе отвечают за безопасность. Контроль за техническим состоянием автомобиля лежит на владельце транспортного средства, это указано в Законе о безопасности дорожного движения. Среди неисправностей автомобиля, с которыми запрещена эксплуатация, числится неисправное состояние или отсутствие стекол. Это довольно расплывчатая формулировка, но если разбираться подробно, то вряд ли разбитое стекло было предусмотрено конструкцией автомобиля. Поэтому штраф за повреждения можно считать легитимным.
Что советуют специалисты
Ездить с трещинами опасно не только из-за угрозы получить штраф, повреждения на стекле могут увеличиться. Стекло в трещинах и осколках чревато как минимум плохой видимостью. А как максимум в случае сильного ДТП, пассажир или водитель рискуют вылететь через поврежденное стекло наружу.
Эксперты не советуют полировать повреждения, потому что от этого возникает линзовость. Но лобовое стекло можно отремонтировать, хотя это и не гарантирует, что в дальнейшем трещины не будут разрастаться, потому что ремонт — это лишь временная мера. Но своевременный ремонт позволит отсрочить полноценную замену стекла.
На старых автомобилях стекла не вклеивали в раму, как сейчас, в вставляли в резиновые уплотнители. Такие крепления становятся опасными, если трещины доходят до краев стекла. Острые края разрезают резиновый уплотнитель, который удерживает стекло на своем месте. Из-за этого уплотнитель выскакивает, а стекло начнет неконтролируемо двигаться вместо того, чтобы намертво «сидеть» в раме. Из-за этого оно может выпасть. На автомобилях, в которых стекла установлены современным способом, эта опасность маловероятна.
Если больших трещин насчитывается сразу несколько, то стекло теряет способность противостоять встречному ветру при высокой скорости движения автомобиля. Треснувшее стекло ослабевает, и сильный порыв ветра или попадание увесистого камня заставят его провиснуть на пленке.
Сколы могут разрастись в трещину, если заставить стекло испытывать резкие перепады температуры. Поэтому эксперты советуют как можно скорее ремонтировать повреждения. А также не направлять горячий воздух на стекло в холодное время года. Сколы превратятся в трещину, если автомобиль часто ездит по плохим дорогам с колдобинами — тряска и вибрация лишь усиливают воздействие на стекло.
Эксперты рекомендуют заклеить скол с двух сторон скотчем, изолентой или пластырем. Это не спасет стекло чудесным образом, но в течение нескольких дней сохранит скол без грязи и пыли, пока водитель не доберется до специализированного сервиса.